В.В. Пономаренко о методике «7 Радикалов»

"7Радикалов" – методика не тестового распознавания характера и управления поведением, разработанная психологом и менеджером Виктором Викторовичем Пономаренко.

Данная методика позволяет по отдельным (как правило, наблюдаемым воочию, в режиме «реального времени») фрагментам поведения, получить целостное объективное представление о психологическом потенциале индивида.

Прежде всего:

  • - о наиболее перспективных направлениях профессиональной самореализации;
  • - о целях и задачах во всех сферах социального взаимодействия, достижимых и решаемых с максимальной эффективностью;
  • - об индивидуально-психологических основах мировоззрения, системы социальных установок, ценностей и предпочтений;
  • - о ведущих содержательных тенденциях индивидуального стиля деятельности и общения.

Полученная точная, объемная и достоверная информация даёт возможность индивиду и его социальному окружению создавать оптимальные условия для реализации этого потенциала. Условия, в которых деятельность и общение протекают наиболее результативно, с наименьшими энергетическими и иными ресурсными потерями, на комфортном эмоциональном фоне.

В основе методики "7Радикалов" – так называемый клинический или, иначе, феноменологический подход к описанию форм и результатов поведения человека.

Этот подход, как явствует из названия, возник и сформировался в психиатрической практике. Было замечено, что разнообразные поведенческие феномены, оцениваемые психиатрами, как симптомы (признаки) душевного заболевания, отчасти наблюдаются и у здоровых людей – адекватных, социально успешных.

Разумеется, у здоровых они не достигают маргинальной степени выраженности, они как бы «смазаны» по сравнению с болезненными проявлениями. И по своей сути феномены поведения больных и здоровых не тождественны, но аналогичны. Тем не менее, клинические наблюдения дали возможность утверждать: психическая болезнь не рождает новых качеств характера – она лишь усугубляет, доводит до крайности свойства некогда здоровой личности. "Болеет личность" – так говорят психиатры, анализируя своих пациентов. Из этого последовал и другой вывод: если болезнь не привносит ничего принципиально нового, значит, наблюдение за её симптомами – яркими, выпуклыми – может дать очень много информации о психической норме, о поведении психически здорового человека. И патологическая модель, в этом аспекте, даже более информативна: ведь то, что у больного очевидно, детализировано, неприкрыто – у здорового надо еще отыскать, выделить и очистить от наслоений других, присущих его личности, постоянных свойств и сиюминутных реакций. Эта гипотеза была подтверждена многолетней практикой. Клинический подход действительно позволил на основе информации, полученной при изучении душевнобольных, делать выводы о целях и средствах, характерных для поведения здоровых людей.

В рамках клинического подхода было накоплено множество данных об особенностях социального поведения. Сформировалось представление о различных поведенческих тенденциях – устойчивых, определенных в своей сути, использующих характерные психологические инструменты и преследующих конкретные цели.

Примером может служить демонстративная тенденция. По сути – это стремление выдавать желаемое за действительное (особенно, когда получение настоящих результатов проблематично). Инструменты, реализующие эту тенденцию, – всё, что служит привлечению внимания, впечатляющей демонстрации себя, своих достоинств и достижений. Например, яркая (модная, эксклюзивная) одежда, похвальба, вызывающие реплики и поступки.

Цель демонстративной тенденции – получение реального вознаграждения за иллюзорный результат, за имитацию деятельности.

Для клинического подхода было важно показать содержательную связь между тенденцией здорового поведения и той патологической моделью, на которой аналогичные проявления (феномены) изучались в клинике. Эта связь отразилась в названии тенденций. Так, описанная выше демонстративная тенденция в рамках данного подхода получила название истероидной, поскольку изучена была на пациентах, страдающих истерией. Греческий суффикс "ид" в названии означает "подобие". Истероидная тенденция – не истерия, но «подобие истерии» в поведении здорового человека.

Больные истерией – "истерики" – отличаются стремлением имитировать симптомы различных заболеваний (выступают "в ролях" псевдоастматиков, псевдопаралитиков, псевдоинфарктников и т.д.). Здоровые носители данной тенденции – "истероиды" – тоже склонны к имитации. В этом аналогия между этими двумя поведенческими моделями. Но истероиды имитируют не симптомы болезней, а социальные достижения и выдающиеся способности (они – псевдоаристократы, псевдоталанты, псевдомастера, псевдогерои).

Кроме демонстративной (истероидной) тенденции, клиницистами были выявлены и подробно описаны и другие. Например, агрессивно-взрывная (эпилептоидная), отталкивающе-оригинальная (шизоидная) и т.д.

Совокупность поступков, в которых отчетливо проявляется та или иная тенденция, получила название "тип поведения" или "тип характера". Стремление описать максимальное число возможных тенденций, причем каждую – в формате самостоятельного «типа», привело к возникновению "типологии характеров".

До появления методики "7Радикалов" заинтересованные специалисты (управленцы, психологи, педагоги и др.) имели возможность, в целях распознавания характера индивида, пользоваться исключительно подобными "типологиями". При этом исходили из принципа: если индивид поступает так, как свойственно поступать носителям одной из описанных клиницистами тенденций, следовательно, он принадлежит к соответствующему данной тенденции типу характера.

На этом пути возникало (и существует до сих пор) серьезное затруднение: поведение реального человека, ставшего объектом управленческого (психолого-педагогического) интереса, не вписывается в рамки одного типа. А иного "типология" не предполагает. Указанное затруднение не случайно. Оно связано с условиями формирования клинического подхода. Как правило, наблюдателя-психиатра интересовала лишь основная причина страдания пациента, поэтому его занимало изучение и описание лишь тех феноменов, которые непосредственно связаны с этой причиной.

К примеру, больной истерией мучает себя и других имитациями болезненных симптомов, беспрерывно жалуется, стремясь завладеть исключительным вниманием врача, придумывает несуществующие обстоятельства, оправдывающие его поведение и т.д. Для понимания того, что с ним происходит, врачу вполне достаточно знать, что собой представляет истерия. И врач пытается лечить истерию, а не что-либо другое. Поэтому для клиники типологический подход вполне приемлем. Всё, что в структуре личности пациента, в его поведении остается за рамками «типа», врачу знать не обязательно, ведь к болезни это «прочее» прямого отношения не имеет.

Однако, поведение здорового человека – иное дело. Здесь нельзя ничего игнорировать, поскольку каждое явление – не случайно, всё имеет значение для определения индивидуального психологического потенциала и оптимальных условий его развития.

К примеру, в характере (стиле поведения) одного психически здорового индивида обнаруживается истероидная и, скажем, эпилептоидная тенденции, а в характере другого – истероидная и шизоидная. Это вполне реально. Так бывает в жизни.

Если придерживаться "типологии", то следует, выяснив, какая из этих тенденций превалирует, отнести конкретного индивида к соответствующему типу характера. Представим, что у обоих индивидов в данном примере превалирует истероидная (демонстративная) тенденция. Значит, по правилам "типологии" оба должны быть отнесены к "истероидному типу".

Следовательно, при разработке стратегии социально-психологического развития этих индивидов (например, в целях их профессионального роста), описывая их актуальное и перспективное поведение, определяя круг профессиональных задач и адекватных им инструментов, придется исходить из их принадлежности исключительно к данному типу.

Может ли это удовлетворить запросам управленца, психолога, педагога, учитывая, что индивид – обладатель одновременно истероидной и эпилептоидной тенденций (с истероидной доминантой, как мы условились) склонен не просто демонстрировать свои реальные или вымышленные способности, а делать это агрессивно, навязчиво, расчетливо? В то время как индивид, реализующий истероидную и шизоидную тенденции, проявляет себя излишне ярко, сугубо оригинально, нешаблонно, инфантильно, иногда – восхищая окружающих, а подчас – создавая отталкивающий образ там, где он надеялся на благосклонность. Можно ли игнорировать эту несхожесть, эти психологические подробности?

Управленческая практика могла бы существенно выиграть, научившись распознавать характер индивида не грубо, в рамках "типа", а более тонко, дифференцированно, с учётом не только превалирующих, доминирующих тенденций поведения, но и иных поведенческих целей и инструментов, свойственных индивиду. Это могло бы стать "тонкой настройкой" на человека, позволило бы воспринять его во всех содержательных нюансах индивидуальной стилистики поведения. Эту задачу решает методика "7Радикалов".

Базовым понятием методики является "радикал" (слово, производное от лат. radix – корень). Радикал – структурно-функциональный элемент характера индивида, устойчивая совокупность черт (качеств поведения), имеющих одинаковое происхождение (однородных, однокоренных).

Автор методики исходит из общепринятого и научно обоснованного представления, что в основе тех или иных поведенческих феноменов (явлений) лежат врожденные особенности темперамента и интеллекта.

Темперамент – это обобщенное название свойств нервной системы человека, обеспечивающих динамику психической деятельности: её скорость, силу, реактивность. В частности, количество энергии, которое человек может расходовать на свои поступки, не истощая себя; скорость переключения с одного информационного потока на другой; степень яркости эмоциональных переживаний и проявлений; способность улавливать органами чувств то, что происходит вокруг.

Интеллект – это набор психических инструментов, позволяющих человеку познавать окружающий и собственный внутренний мир. Воспринимать форму и осознавать существо происходящего, понимать взаимосвязь событий, делать выводы прогностического характера из полученной информации и т.д. К инструментам интеллекта относятся, прежде всего, внимание (способность сосредоточивать сознание на потоке информации), память (способность закреплять полученную информацию «внутри головы» и извлекать ее, когда это нужно), мышление (способность выделять в получаемой информации нечто главное, стержневое, сущностное, отбрасывая все случайное и второстепенное) и речь (способность устанавливать информационные контакты с окружающими). Радикал – это, по сути, проявление конкретных особенностей темперамента и интеллекта в поведении. Но радикал – элемент характера, а не, скажем, темперамента. Следовательно, его базовые свойства проявляются не непосредственно. Они опосредуются адекватными им технологиями (способами) поведения.

Темпераментную (или интеллектуальную) основу радикал получает от природы. Она, чаще всего, генетически детерминирована. А способы поведения, ей соответствующие, радикал обретает в процессе социализации, интеграции в общественные отношения. Общество, воздействуя на индивида средствами обучения и воспитания, предоставляет ему на выбор целый спектр технологий (способов, образцов) поведения. Эти технологии сформировались за многотысячелетнюю историю развития социума и остались в его культуре, в его традициях, как наиболее результативные приспособительные инструменты, обеспечивающие выживание. Индивид избирательно усваивает предоставленные ему образцы поведения – не все, а только те, которые воплощают его природный темперамент и интеллект. Так формируются радикалы. Радикал, таким образом, это совокупность технологий (способов, образцов) поведения, усвоенных индивидом, благодаря особенностям его природного темперамента и интеллекта.

Важно понимать, что темпераментно-интеллектуальная основа поведения индивида сложна, мозаична. Она может парадоксально включать в себя, казалось бы, взаимоисключающие свойства темперамента. Например, сила (работоспособность) и слабость (истощаемость) нервной системы; подвижность (быстрое переключение сознания между потоками информации) и ригидность ("застревание" в русле одного информационного потока); чувствительность и нечувствительность к слабым внешним сигналам – эти свойства темперамента могут формировать самые различные структурно-функциональные комбинации. Это, в свою очередь, дает возможность индивиду усваивать разнообразные технологии поведения, формирующие радикалы его характера. В результате, индивид может, к примеру, проявлять в поведении и агрессивность, и доброту; и бесшабашность, и осторожность; и скупость, и расточительность. Более того, как темперамент не может быть «нарисован одной краской», выражен одним свойством, так и реальный характер никогда не состоит из одного радикала (поэтому и не вписывается в рамки одного типа). Это всегда – результат взаимовлияния, взаимодействия нескольких радикалов, каждый из которых – относительно самостоятельное психологическое явление. Автор методики утверждает, основываясь на собственном практическом опыте, а также на информации, получаемой регулярно от других подготовленных и практикующих пользователей, что для содержательного, управленчески значимого анализа поведения индивида достаточно знания семи радикалов.

Их названия: истероидный, эпилептоидный, паранойяльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный. Близкое по значению к понятию "радикал" слово в русском языке – "начало". Говорят: "в нём развито творческое начало", "в ней отсутствовало материнское начало" и т.п. Исходя из этого, приведенные выше "технические" названия радикалов можно так перевести на русский язык:

  • Истероидный радикал – демонстративное начало.
  • Эпилептоидный радикал – упорядоченно-агрессивное начало.
  • Паранойяльный радикал – лидерское начало.
  • Шизоидный радикал – творческое начало.
  • Гипертимный радикал – общительно-развлекательное начало.

Эмотивный и тревожный радикалы в подобном переводе не нуждаются. Первый означает эмоциональную восприимчивость, способность реагировать на нюансы происходящего, отличать гармоническое состояние воспринимаемой системы (предметов и человеческих отношений) от дисгармонического. Второй – склонность пасовать перед новизной, уклоняться от психических и физических нагрузок, стрессов, ответственности. Технические названия радикалов необходимы для того, чтобы обозначить содержательную взаимосвязь феноменов, описанных в данной методике, и феноменов, выявленных и описанных другими авторами в рамках клинического подхода. В ряде случаев автор "7Радикалов" использует принятые в психологической практике объяснения существа и описания формы поведенческих феноменов, в иных случаях – предлагает собственную оригинальную трактовку, полемизирующую с общепринятой, но логически обоснованную.Каждый радикал методики "7Радикалов" подробно описан автором по определенной схеме.


Первый пункт описания – общая характеристика радикала. Здесь присутствуют два подпункта: происхождение и социальное значение радикала. В подпункте "происхождение радикала" автор выдвигает гипотезу, объясняющую, с его точки зрения, природные условия формирования данного радикала. Это необходимо для того, чтобы логично объяснить, почему радикал привлекает, интегрирует в себя в процессе саморазвития, именно такие технологии поведения, а не иные.

Так, например, основа истероидного радикала описывается как сочетание слабости (истощаемости) и подвижности (быстрого и легкого переключения между информационными потоками) нервной системы. Логика подсказывает, что при такой темпераментной базе характер индивида будет по преимуществу включать в себя технологии поведения, направленные не на достижение реального, трудоемкого результата, а на создание иллюзии, имитации деятельности. Что подтверждается наблюдением за поступками обладателей выраженного (доминирующего) истероидного радикала: даже имея возможность добиться чего-то реального, они часто предпочитают имитацию, с которой им легче управляться.

Основа шизоидного радикала представляется автору не темпераментной, а интеллектуальной. Данный радикал формируется на базе своеобразного мышления – не способного отличить наиболее важный, сущностный признак объекта от его второстепенных, необязательных признаков. В результате чего представление о назначении объекта, о его функциональной нагрузке у обладателей шизоидного радикала меняется. Один и тот же объект предстает перед ними в самых разных смысловых ракурсах. Взаимопониманию с окружающими людьми, большинство из которых мыслят ортодоксально (в данном контексте, однозначно), это не способствует. Зато создает возможности для неограниченной фантазии на тему привычных, банальных явлений и предметов, для безудержных интеллектуальных экспериментов. В подпункте "социальное значение" автор показывает, что каждый радикал представляет собой надежное и полезное средство, обеспечивающее выживание индивида и его окружения.

С этой точки зрения, не существует отрицательных черт характера, «плохих» радикалов. Всё, чем природа одаривает индивида, изначально позитивно и конструктивно. Любой радикал (все входящие в него черты характера, свойства) потенциально востребован, необходим для обеспечения высокого качества жизни. Он вполне может быть реализован в общественно-полезном труде.

В то же время, попытки сформировать характер индивида, игнорируя его природные задатки, а также попытки поставить перед индивидом задачи, не соответствующие его основным радикалам, изначально деструктивны. Они приводят к протестам со стороны индивида, к объективному снижению его поведенческой эффективности (ухудшению результатов при увеличении затрат), к поискам суррогатных форм самореализации, среди которых могут появиться и отчетливо антисоциальные формы поведения.

Второй пункт описания – внешние (наблюдаемые) признаки поведения. Автор исходит из представления о том, что каждый индивид заинтересован быть правильно понятым, воспринятым адекватно. Поэтому никто не скрывает от окружающих присущих ему свойств и качеств (разумеется, выраженных в формах, соответствующих запросам и ожиданиям социальной среды).

Среди внешних признаков радикала автор останавливается: а) на оформлении внешности (манера одеваться, украшать себя, соблюдать и применять к себе правила гигиены и т.д.); б) на оформлении обитаемого пространства (отражение особенностей характера в предметном окружении индивида); в) на специфике двигательной активности (характерные мимика, жесты, позы). В отношении эпилептоидного и шизоидного радикалов также обсуждаются и особенности телосложения индивида.

Третий пункт – черты характера (специфичные для данного радикала технологии и качества поведения). В этом пункте радикал "достраивается до целого", т.е. к уже известным из предыдущих разделов качествам поведения добавляются и иные, которые еще не были обсуждены. По завершении первых трех пунктов схемы формируется технологически значимое, подробное описание радикала, позволяющее не только понять его сущность, но и распознать его присутствие в реальном характере лишь на основе наблюдения за поведением индивида (без применения дополнительных тестов).

Четвертый пункт описания методики "7Радикалов" содержит указание на наиболее приемлемые и, напротив, неприемлемые для обладателя радикала профессиональные и общеповеденческие задачи (так как если бы этот радикал находился в доминантной позиции в структуре реального характера). Информация этого раздела крайне важна для целей профориентации и управления профессиональным поведением индивида. Она, по сути, дает возможность формирования самой надежной и мощной – внутренней – мотивации человека к труду, его удовлетворенности трудом.

Пятый, заключительный, пункт схемы – особенности построения коммуникации по отношению к данному радикалу. Рассматриваются наиболее эффективные способы установления и упрочения взаимоотношений с его обладателем, а также возможные грубые коммуникативные ошибки.

Автор подчеркивает, что удовлетворительных универсальных рецептов эффективного социального взаимодействия не существует. Нельзя игнорировать тот факт, что человеку свойственно дорожить отношениями с теми, кто облегчает его жизнь, и разрушать связи с людьми, которые ему жить мешают. Чтобы установить конструктивные и психологически комфортные отношения, необходимо хорошо понимать индивидуальную психологию своего партнера (партнеров).

Описывая формы проявления и качества радикалов, автор также указывает на возможность применения этих знаний при проведении деловых переговоров, выяснении потребительских предпочтений, выборе адекватных форм продвижения товаров и услуг на рынке, рациональном распределении внутрисемейных обязанностей и др. При желании эти указания могут быть развиты заинтересованными специалистами до уровня тематических исследований. Приведенная схема отражает лишь первую часть методики "7Радикалов". Важно отдавать себе отчет в том, что реальный характер – не конгломерат из отдельных радикалов, по существу мало связанных между собой. Характер – это интегрированная система поведения, в которой каждый входящий в нее радикал тесно взаимодействует с остальными, оказывая определенное влияние на поведение в целом.

Образно говоря, радикалы – не отдельные цветки в букете, а ингредиенты смеси. В каждого индивида они "добавлены" природой в определенной номенклатуре, количестве и пропорции, что и формирует характер.

Второй частью методики является распознавание реального характера и обучение способам управления им. С этой целью вводится понятие "психологический профиль" – схематическое изображение реального характера в виде иерархической последовательности входящих в него радикалов. Определены два этапа разработки ("построения") психологического профиля. На первом этапе специалист-пользователь методики по внешним, преимущественно, признакам поведения выявляет (распознает) наличие в реальном характере тех или иных радикалов. Принцип распознавания: если очевиден хотя бы один признак радикала (специалист может обосновать, доказать его присутствие в поведении), то и весь радикал в целом считается входящим в структуру характера. На данном этапе вопросы относительной выраженности радикалов не рассматриваются.

Второй этап – установление иерархии радикалов (доминирующего, субдоминирующего и т.д., вплоть до наименее выраженного радикала). На этом этапе применяется специально разработанная для этих целей методика попарного сравнения радикалов.

Результатом попарного сравнения является корректный (доказанный и обоснованный) психологический профиль индивида. В нем установлен доминирующий радикал, задающий приоритетную цель поведения. При этом исследователь понимает, что остальные радикалы профиля формируют специфическую среду достижения этой цели, снабжают доминирующий радикал своими характерными поведенческими инструментами. Это взаимодействие радикалов – цель и "обслуживающие" ее достижение психологические средства – на заключительном третьем этапе методики описывается в виде психологического портрета. Психологический портрет – подробное, выполненное литературным общедоступным языком, описание стиля социального поведения, присущего индивиду.

Психологический портрет содержит, как правило, два основных раздела: общую часть (констатация ведущей тенденции характера и условий ее проявления) и специальную часть (ответы на конкретные прикладные вопросы, поставленные перед психологическим исследованием). Психологический портрет является информационным продуктом, на получение которого и направлена методика "7Радикалов".

Автором методики разработана также методология преподавания "7Радикалов" слушателям, как имеющим специальное психологическое образование, так и не имеющим такового. Методология существует в нескольких вариантах: лекционном, тренинговом, а также в варианте тренинга для тренеров.

Источник: 7radikalov.ru

Федеральные программы ЦБТ «Эксперт»

Мы проводим краткосрочные программы обучения - тренинги, семинары, бизнес-конференции. Организуем грандиозные проекты в ряде городов России: бизнес мастер-классы Ирины Хакамада, благотворительные спектакли, в которых в качестве актеров играют видные предприниматели региона.Мы разработали уникальные тренинговые продукты в области продаж по телефону, и мы одна из немногих тренинговых компаний, имеющих патенты на изобретения (полезные модели) в области образования.

Семинар
М. Делягина
Семинар в рамках которого будут предоставлены уникальные аналитические материалы, статистические данные для руководителей и предпринимателей.

Спикер: Михаил Делягин
Мастер-классы И. Хакамада
Материал мастер-классов основан на личном опыте Ирины Хакамада. Предлагаемые подходы и инструменты подтверждаются яркими вдохновляющими примерами из жизни.
Спикер: Ирина Хакамада
Семинар
М. Поташева
Принимать решения сложно. Еще сложнее принимать правильные решения. Когда дело доходит до выбора, наш мозг оказывается несовершенным инструментом: ему мешают предубеждения, сомнения и даже интуиция.
Спикер: Максим Поташев

В этом году часто заказывают пограммы тимбилдинга в Саратове

Тимбилдинг – очень популярная на сегодняшний день услуга, направленная на сплочение коллектива и заключающаяся в организации активного корпоративного отдыха. Эта услуга заинтересует руководителей компании, ориентированных на успех. Тимбилдинг позволит выявить активных сотрудников, которые смогут найти нестандартные решения в сложных ситуациях.

Тимбилдинг
"Кинофестиваль"
Корпоративный «Кинофестиваль» - командообразующая программа, сочетающая необычный творческий тимбилдинг с яркой церемонией фестиваля.
Тимбилдинг
"Кубок удачи"
«Кубок Удачи» за последние годы нашли уже больше двух сотен компаний. Игра дарит позитив участникам, учит слаженно взаимодействовать ради достижения общей цели.
Тимбилдинг
"Мудрость цивилизации"
Мудрость цивилизаций, это единственная программа, в которой состав команд в ходе игры может меняться. Это позволяет сплотить большее число участников.

Мы гордимся нашими клиентами

отзывы клиентов