Беседы с гуру – бизнес-тренер, Наталья Зверек в Саратове

На работу как на праздник

Марина Лайкаск

Принцип «незаменимых людей нет» уже давно не моден. Все больше компаний начинают дорожить своим персоналом, ведь довольный человек и работает лучше. О том, как поднять эффективность компании, используя человеческие ресурсы, рассказывает гость Центра бизнес-технологий «Эксперт» Наталия Зверек — известный московский бизнес-тренер, ведущая тренинги в рамках программы МВА Высшей школы бизнеса МГУ и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

— Что должно делать руководству компании, чтобы его сотрудники работали лучше? И что здесь дает лучшие результаты — кнут или пряник?
— Начнем с того, что существуют два типа мотивации — это внутренняя и внешняя. Последняя жизненно необходима в ситуациях, когда люди не могут сами убедить себя работать. Вообще, самомотивация присутствует лишь у 10 процентов людей — за них-то и идет война на рынке кадров. Если внешняя мотивация — со стороны работодателя, недостаточно убедительна, а сам человек не может ответить на вопрос, зачем ему это нужно, он часто выбирает позицию жертвы. Я вынужден это делать, потому что жизнь заставила, семья требует и т. д. То есть, все время должен быть кто-то снаружи, кто постоянно заставляет, по сути, его работать.

Кнут и пряник — это, естественно, способы внешней мотивации. Нельзя сказать, что один из них лучше или хуже, все зависит от ситуации. Но обидно смотреть, когда руководители выбирают способ, исходя лишь из собственных привычек. Это как в анекдоте: «Что же ты их все кнутом и кнутом, есть же и пряник! — Я пряником пробовал бить, но он быстро ломается…» Начальник был молодым, пробовал мотивацию «к чему-то» — у него не получилось, а потом он установил штрафы, и все заработали лучше. И теперь, приходя на следующее предприятие, он первым делом вводит санкции.

В одной московской компании на стене висит грозный плакат: «Распитие спиртных напитков на рабочем месте — 150 у.е., дебош — 200 у.е., секс на рабочем месте — 250 у.е.». Я их спрашиваю — ребята, это у вас прейскурант? Но на самом деле, это не смешно.

— За премии народ работает лучше?
— Очень важна правильная структура денежной мотивации. Мне как-то заказали тренинг по командообразованию, «потому что у нас не дружат продавцы». Что значит «не дружат»? Оказалось, что система мотивации нацелена на личные продажи, и в результате сотрудники буквально вырывают клиентов друг у друга. Доходит до того, что клиент собрался приехать с деньгами на следующий день, а продавец ему говорит — нет, не приезжайте, меня завтра не будет. Многие руководители начали приходить к тому, что мотивация — и материальная в том числе, должна быть нацелена на решение задач, стоящих перед компанией и вводят командные бонусы.

Хотя многие, по-прежнему, считают, что внутренняя соревновательность — это хорошо, и сознательно не говорят разным подразделениям об общих задачах. Иногда доходит до абсурда. Реальный случай: людям дали приказ прибыть на аэродром и сесть на самолет. Летчикам сказали, что они должны взлететь во столько то, не сказав, кого они должны забрать. К взлету готовы? — Готовы. — Взлетайте! Самолет улетел без спасателей. Таковы последствия чисто административных методов работы.

— А не денежные поощрения часто используются?
Нематериальная мотивация — отдельная история. Здесь нужен исключительно творческий подход, поскольку ни один из методов не работает долго. Следует понимать, что движет людьми. На заводе, где средняя зарплата 6 тысяч рублей личные музыкальные открытки с запись поздравления гендиректора будут восприняты как оскорбление. Нужно чаще общаться со своими сотрудниками, ставить себя на их место. Как я говорю — идите в народ.

— Идите в буквальном смысле?
— В смысле — отстраивайте коммуникации, обратную связь. Например, с помощью анонимного анкетирования, затрагивающего неудобные для руководства вопросы, а не только нравится — не нравится.

— В каких компаниях такие коммуникации уже отстроены? Можете привести примеры?
— В Альфа-банке, Мегафоне. Сбербанк с приходом Грефа сделал колоссальный рывок. Норильский никель, хотя это предприятие является, отчасти, примером административного управления — так там исторически сложилось. Вообще, чувство гордости у персонала за свою компанию зависит от того, насколько высший персонал умеет вовлекать людей в общий процесс. Руководители или зажигают, или нет. Директор Калужского завода автоприборов знает поименно всех сотрудников своего завода — это несколько тысяч человек. Вот вам один из подходов.

— Обычно лояльному и демократичному руководителю сложно организовать хорошую работу — как только он начинает закручивать гайки, на него все сразу начинают обижаться…
— Перегибы плохи при любом стиле руководства. Одни в своей компании создают рабочую атмосферу по принципу «упал-отжался». На первый взгляд кажется, что результативность там выше, но это не так. Последствия — колоссальная текучка кадров. Люди на работе находятся в состоянии страха, подавленности и в какой-то момент появляется саботаж. Народ уходит. Я знаю компанию, которая довела до 300% в год текучку кадров! Когда они просчитали количество средств, потраченных на минимальное обучение персонала, то поняли, что нужно что-то срочно менять. Корпоративная культура в стиле «сельский клуб» — тоже не здорово. Наконец, активно идут ко дну те предприятия, которые действуют по принципу «я персоналу ничего не плачу, потому что они ничего не делают». В них начинается активное противоборство менеджмента и рядовых сотрудников, имитирующих бурную деятельность. Слышала как-то замечательную фразу в одной из таких фирм: «Ты никогда не сможешь мне платить так мало, как мало я могу работать. Тебе КЗОТ не позволит».

Самая продуктивная работа — в стиле командного менеджмента, когда люди воодушевлены, когда они знают, к чему идут и каким образом их личные цели реализуются с помощью этой работы. Это и есть та самая внутренняя мотивация, когда люди идут на работу не потому, что должны, а потому, что хотят.

— Человеку не повезло с руководителем, внешняя мотивация. Что ему нужно делать — пересмотреть свой собственный взгляд на работу, увольняться, менять профессию?
— По большому счету, жизнь одна. Если ты не готов мучаться 8 часов каждый день, то либо ибо измени свое отношение, либо обстановку. Многие руководители поддаются перевоспитанию, если с ними нормально работать. Есть специальные тренинги по распределению командных ролей, после них совершенно разные, по сути, люди великолепно начинают работать в сцепке. На одни и те же вещи можно смотреть под разным углом, это вопрос глубинных установок. Если я считают, что мой начальник козел, я все время буду находить этому подтверждение.

— Моя знакомая каждый день ходит на нелюбимую работу и занимается компьютерным дизайном, хотя ей больше всего нравится организовывать детские праздники. Она их устраивает между делом и неплохо на этом зарабатывает. Однако бросить все и открыть свою фирму она не готова. Не представляет, как можно работать на себя, а не вставать утром и куда-то идти, потому что так надо. Что ей можно посоветовать?
— Нельзя принимать решение за нее. Лучше задайте ей как можно больше вопросов, чтобы она начала искать ответы. Что важно в жизни, о чем она мечтает, какие шаги ей нужно предпринять. Видимо, она боится неопределенности — а вдруг не смогу. Чтобы создать в будущем определенность, нужно, чтобы она сама начала искать пути. Иначе у нее навсегда останется ощущение не ее выбора. Если бизнес не получится, у вашей знакомой будет замечательное объяснение. И я даже знаю, кто будет виноват.

— Отличается ли внутренняя мотивация человека, занимающегося своим делом и наемного работника?
— Разный уровень рискованности, готовности принимать на себя ответственность. Разное желание безопасности. Я видела много примеров, когда люди по профессионально вполне дозрели до открытия своего дела, но им это не надо. «Для меня важна стабильность, — обычно говорят они. — Чтобы я мог уйти с работы и выкинуть все из головы, у меня другие приоритеты». Это вопрос внутренних ценностей. Человек должен сознавать, что для него важно.

— Дауншифтеры — по-вашему, неудачники?
— А это кто?

— Люди, делавшие карьеру, но которым все надоело до чертиков, они плюнули на все, сдали квартиру и уехали на Гоа расслабляться на пляже или медитировать в ашрамах.
— По-моему, это удачники. Люди зарабатывают деньги зачем то, деньги ради денег никому не нужны. Кого-то вдохновляет успех, кто-то хочет создать стабильность для семьи, обеспечить детей. Наконец, мужское самолюбие потешить — я могу! Путешествия — отличный стимул, не хуже любого другого.

— Западная ментальности предписывает человеку карабкаться все выше и выше, стремиться к успеху. Восточная — расслабиться и ждать, когда все случится само собой. Бывает успех без работы?
— Не знаю, не встречала. Если просто сидеть и ничего не делать, ситуация не изменится. В то же время, успешные люди — это отнюдь не работоголики. Они работают немного, но продуктивно.

Полет над гнездом индейки
Одна западная компания, открывшая филиал в России, решила подарить всем сотрудникам по индейке — чтобы они могли приготовить ее к Рождеству. В головной компании народ это радовало. Наши же люди первым делом бросились индеек взвешивать. Обнаружилось, что у кого-то индейки были на 300–400 грамм больше. «Вот козлы!» — прокомментировал действия руководства персонал, получивший более легких индеек. На следующий год ошибки были учтены и всем достались абсолютно одинаковые тушки. Но так думало только руководство. На самом деле, одни индейки на взрезе были жирнее других. «Уроды!» — подумал персонал. Еще через год от индеек решили отказаться вообще — их заменили премией в рублевом эквиваленте. «Так это же копейки! Вот жмоты!» — решили теперь уже все сотрудники. С тех пор в этой компании Рождество обходится без подарков.

Федеральные программы ЦБТ «Эксперт»

Мы проводим краткосрочные программы обучения - тренинги, семинары, бизнес-конференции. Организуем грандиозные проекты в ряде городов России: бизнес мастер-классы Ирины Хакамада, благотворительные спектакли, в которых в качестве актеров играют видные предприниматели региона.Мы разработали уникальные тренинговые продукты в области продаж по телефону, и мы одна из немногих тренинговых компаний, имеющих патенты на изобретения (полезные модели) в области образования.

Семинар
М. Делягина
Семинар в рамках которого будут предоставлены уникальные аналитические материалы, статистические данные для руководителей и предпринимателей.

Спикер: Михаил Делягин
Мастер-классы И. Хакамада
Материал мастер-классов основан на личном опыте Ирины Хакамада. Предлагаемые подходы и инструменты подтверждаются яркими вдохновляющими примерами из жизни.
Спикер: Ирина Хакамада
Семинар
М. Поташева
Принимать решения сложно. Еще сложнее принимать правильные решения. Когда дело доходит до выбора, наш мозг оказывается несовершенным инструментом: ему мешают предубеждения, сомнения и даже интуиция.
Спикер: Максим Поташев

В этом году часто заказывают пограммы тимбилдинга в Саратове

Тимбилдинг – очень популярная на сегодняшний день услуга, направленная на сплочение коллектива и заключающаяся в организации активного корпоративного отдыха. Эта услуга заинтересует руководителей компании, ориентированных на успех. Тимбилдинг позволит выявить активных сотрудников, которые смогут найти нестандартные решения в сложных ситуациях.

Тимбилдинг
"Кинофестиваль"
Корпоративный «Кинофестиваль» - командообразующая программа, сочетающая необычный творческий тимбилдинг с яркой церемонией фестиваля.
Тимбилдинг
"Кубок удачи"
«Кубок Удачи» за последние годы нашли уже больше двух сотен компаний. Игра дарит позитив участникам, учит слаженно взаимодействовать ради достижения общей цели.
Тимбилдинг
"Мудрость цивилизации"
Мудрость цивилизаций, это единственная программа, в которой состав команд в ходе игры может меняться. Это позволяет сплотить большее число участников.

Мы гордимся нашими клиентами

отзывы клиентов