Я и мои коллеги не претендуем на глубокую компетенцию в управлении государственными структурами, мы концентрируемся на бизнесе, поэтому наш взгляд является скорее сторонним, нежели экспертным.
Позиция властных структур региона двойственна. С одной стороны, власть губернатора ограничена территорией региона, а с другой, на этой территории он имеет серьезные полномочия. Влияние конкретной личности на ситуацию в регионе и его развитие чрезвычайно высока. Если вспоминать активные дебаты прошлого века о роли личности в истории, то мы придерживаемся точки зрения, что личность играет определяющую роль. Совесть, воля и энергия губернатора однозначно могут повлиять на устойчивость и стоимость бизнеса.
Первое, что он может сделать — подобрать команду руководителей, привлечь людей из бизнеса, которые понимают в экономике, и их голова развернута на результат, а не на бюрократическую волокиту.
Второе — создать привлекательные условия для инвесторов. Отобрать желающих вложить средства в регион по критериям количества новых рабочих мест, конкурентоспособности продукта инвестора, долгосрочность его намерений.
Третье — передать управление крупными предприятиями с большим государственным пакетом результативным управленцам из бизнеса, доказавшим свою эффективность. Руководитель такого уровня как губернатор может преобразовать бренд своей территории и привлечь большие денежные потоки за счет туризма, фестивалей, спорта. В России нет такой территории, которая не обладала бы конкурентными преимуществами.
Существенным вкладом в развитие региона может быть повышение эффективности государственных управленческих структур за счет их сокращения, а сэкономленные муниципальным бюджетом средства использовать для повышения материального и социального статуса учителей и врачей — нельзя людям, которые учат детей платить 3 000 рублей, они должны зарабатывать как минимум 15 000.
Хотя этот вопрос очень сложный, ответ на него короткий: надо много и хорошо работать! Создать конкурентоспособное предложение товаров и услуг, которые не базируются на невозобновляемых ресурсах. На возобновляемых, впрочем, тоже. Японцы, например, перерабатывают 1 тонну рыбы в продукт стоимостью 300 000 долларов, а в России — в 700, тонна древесины, вывозимой из России, стоит копейки, а той, что выпускает за свои границы Финляндия, — $ 15 тыс.
В нашем опыте наиболее часто встречается ситуация, когда владельцев несколько, а один из них — владелец самого крупного пакета. Оптимально, когда крупный пакет позволяет владельцу принимать все решения. Для России в настоящий момент это наиболее эффективный вариант.
В этой связи любопытно наблюдать динамику банкротств. В США из года в год процедуру банкротства переживает около 1 100 000 компаний (средний показатель за десять лет). Так, в 2004 году обанкротилось 1 250 000 предприятий. Среди них компаний с «распыленным» капиталом — большинство.
В случае же модели управления, когда власть сосредоточена в руках держателя крупного пакета акций или единоличного владельца, мы фиксируем гораздо более низкий процент банкротств.
Гораздо менее привлекательной видится ситуация, когда есть несколько владельцев, чьи доли равны. И здесь ситуация 50:50 немногим хуже, чем 30:30:30. Или когда у компании десять владельцев с равными долями. В таком случае нормального управления можно добиться только на первых порах, в период становления бизнеса, когда все еще полны энтузиазма, или когда управление осуществляется «семейным способом». Однако всегда стоит помнить, что у всех людей — свои слабости и пристрастия, с которыми приходится считаться. Несколько равноправных собственников — это, как правило, существенное замедление скорости принятия решения и центробежные явления в компании, разрывающие ее на части: начинается процесс «феодальной раздробленности». Большинство разделов компаний и бизнесов происходит как раз по такой схеме. В такой ситуации мы можем со всеми основаниями говорить о том, что в лучшем случае, бизнес будет безболезненно разделен, и владельцы «договорятся». В худшем же, объем иррациональных решений приведет к полной потере бизнеса. Выход из этой ситуации — это поиск способов концентрации власти. Но это не самый простой путь, ведь необходимо передать всю полноту власти в руки того собственника, который как раз и создает максимальную стоимость. Другой вариант — разделение бизнеса. Но и этот способ — мучителен. Наконец, нередкой оказывается ситуация, когда один из равноправных совладельцев на время отходит от дел, предоставляя другим собственникам вести бизнес, а затем, воспылав тягой к управлению, — возвращается. Тогда проблемы не заставляют себя ждать.
Ситуация, когда в компании один учредитель, это скорее редкость. Основной плюс единоличного владения для компании — скорость принятия решений, меньшая вероятность организационных кризисов.
С другой стороны, существует риск неприемлемого уровня для бизнеса — физическая потеря владельца. В этом случае, компания может исчезнуть с лица земли. Если смотреть на перспективу такой организации с оптимизмом, то единственный учредитель может снизить этот риск, сделав наиболее эффективных менеджеров совладельцами пропорционально уровню их вклада в развитие бизнеса. Но это вопрос скорее не экономики, а личных отношений.
Это программа для всех тех, кто собирается динамично развивать бизнес до несокрушимости или строить несокрушимый бизнес по покупке-продаже компаний. Неуверен, что она будет полезна для тех, кто хочет простроить точечную фирму и не собирается развивать ее дальше.
Все крупные зарубежные компании были
Семинар дает возможность познакомиться и «пощупать» решающие правила, по которым живет и развивается устойчивый и конкурентоспособный бизнес.
Лестно слышать, что есть интерес к трудам созданным в ГК «Институт
Хотя мы
Источник: Журнал «Территория», 8 августа 2005 года
08 августа 2005 г.
Тимбилдинг – очень популярная на сегодняшний день услуга, направленная на сплочение коллектива и заключающаяся в организации активного корпоративного отдыха. Эта услуга заинтересует руководителей компании, ориентированных на успех. Тимбилдинг позволит выявить активных сотрудников, которые смогут найти нестандартные решения в сложных ситуациях.
отзывы клиентов
Выражаю благодарность бизнес-центру «Эксперт» за проведение семинара-тренинга «Телемаркетинг» для сотрудников нашей компании. Я прекрасно понимаю людей, которые скептически воспринимают любой семинар по продажам - по опыту знаю, что зачастую вместо полезных советов...
ООО «РЕНЕТ КОМ»
Замятин С.В.
Выражаем огромную благодарность великолепному спикеру и мотиватору Майклу Бэнгу за интереснейший и полезнейший тренинг «Управление продажами и сервисом. Система успешных продаж» для сотрудников Оренбургского филиала «Газпромбанк». Данный семинар явился возможностью пообщаться с интереснейшим человеком...
управляющий филиалом «Газпромбанк»
Варнавская Е.С.